Обратная связь

САУ Somua SAu 40


Год разработки: 1937 г.
Год производства: 1939 г.
Боевая масса: нет данных тонн
Длинна: 6400 мм
Ширина: 2450 мм
Высота: 2635 мм
Скорость: 45 км\ч
Запас хода: нет данных км
Радио: радиостанции E26ter и R61
Броня
a. Лоб:
35-40 мм
b. Борт:: 35-40 мм
c. Корма: 38 мм
d. Рубка: 30 мм
e. Корпус: (верх) 20 мм
f. Корпус: (низ) 20 мм
g. Крыша/Днище: 20/20 мм
Экипаж: 5 чел.
Вооружение: прототип - 75-мм казематная пушка Mle1929 и 7,5-мм пулемет Mle1931 серийный вариант - 37-мм пушка Mle1937 L/53 и 7,5-мм пулемет Mle1931
Изготовители: Франция

Somua SAu 40

Параллельной с продвижением в серийное производство среднего танка S-35 фирма SOMUA разработала проект самоходной артиллерийской установки, использовав то же танковое шасси и корпус. Новая САУ предназначалась для огневой поддержки танковых подразделений типа DCL и DCR (дивизии). В 1935 г. инженеры SOMUA представили три проекта, из которых был выбран наиболее оптимальный.

 

Конструкция:

В целом, конструкция САУ, получившей индекс SAu 40, мало отличалась от танковой. Как уже указывалось, ходовая часть в основном была заимствована от улучшенного танка S-40, у неё лишь немного приподняли направляющее колеса и добавили 10-й (“натяжной”) каток. Корпус САУ, в связи с установкой нового вооружения, также был перепроектирован. Он стал несколько выше, а его ширина увеличилась на 33 см. В его лобовой части устанавливалось 75-мм пушка типа “75mm Mle1929 de casemate” – в своё время эти орудия изготавливались для долговременных укреплений на “линии Мажино”, откуда их и решили изъять. Характерными особенностями этой пушки было наличие полуавтоматического затвора и автоматической системы погрузки (что конкретно представляла из себя данная “автоматика” пока выяснить не удалось). В случае необходимости, например при движении по лесу или пересеченной местности со рвами и глубокими траншеями, орудие могло частично втягиваться в корпус при помощи механического домкрата с приводом от мотора – данная операция занимала всего 12 секунд. Углы наведения пушки составляли по горизонтали 7° влево и 7,6° вправо, по вертикали – от -10° до +30°. Полный боекомплект состоял из 20 осколочных и фугасных выстрелов. Для защиты от пехоты противника сохранили небольшую башню смещенную влево от продольной оси танка, в которой устанавливался 7,5-мм пулемет Mle1931.
 
Радиооборудование САУ состояло из радиостанций E26ter и R61, обеспечивавших связь в радиусе 30 км. Передачу информации можно было производить не только голосом, но и азбукой Морзе.
 
В качестве силовой установки был выбран карбюраторный двигатель Hispano-Suiza мощностью 219 л.с.
 
Из истории:

Задание на постройку опытного образца SAu 40 было получено в декабре 1937 г. и к середине 1938 г. прототип был готов и начал проходить испытания. По своим ходовым качествам САУ практически не отличалась от серийного танка S-35, однако в плане вооружения SAu 40 принесла ряд проблем. Ни старые, ни новые орудия калибра 75-мм уже не обеспечивали должной поражающей способности, что делало их малопригодными для борьбы с долговременными укреплениями и танками. В штабе французской армии сомневались, будут ли такие САУ полезны на поле боя, что привело к полуторогодовой задержке с выпуском SAu 40.
 
Первый заказ на 24 САУ и 12 машин в командирском варианте (без орудий) был получен 15 октября 1939 г. Однако уже 1 мая 1940 г. было предложено выпустить 72 машины, но вместо 75-мм казематных пушек на них предлагалось поставить 37-мм противотанковые пушки Mle1937 L/53. Естественно, что выполнить это задание французским танкостроителям не удалось.
 
О точном количестве построенных САУ информации не сохранилось. По наиболее достоверным данным, SAu 40 оснащенная 75-мм пушкой участвовала в июньских боях 1940 г., где её применяли совместно с танками S-35. Возможно, ещё три самоходки с 47-мм пушками Mle 1937 также участвовали в боевых действиях.
 
После капитуляции Франции новое правительство смогло договориться с немецкими властями о возобновлении строительства отельных типов танков. Поскольку SAu 40 на тот момент являлось единственной французской самоходкой, которую можно было производить серийно, выбор остановился также и на ней. Учитывая чуть более сложную конструкцию, чем у S-35, которые перед войной выпускались с темпом 20 машин в месяц, был сделан вывод, что SAu 40 можно будет собирать до 8 единиц за этот же период, тем более что производственные мощности SOMUA достались немцам практически целыми. Также не исключался вариант выпуска САУ для нужд Panzerwaffe. Немецкие танковые войска и сами были бы не против получить САУ поддержки и использовать её на Восточном фронте и в Северной Африке.
 
Тем не менее, ни один из этих планов так и не был осуществлен. Немецкая администрация очень скоро свернула выпуск всей боевой техники, предназначенных для французской армии, конфисковав уже выпущенные образцы. Что касается SAu 40, то в течении 1941-1942 гг. ни одной самоходки этого типа построено не было.