Обратная связь

Легкие танки БТ-7


Год разработки: нет данных г.
Год производства: нет данных г.
Боевая масса: 13.8 тонн
Длинна: 5.66 мм
Ширина: 2.29 мм
Высота: 2.34 мм
Скорость: 72 км\ч
Запас хода: 350 км
Радио: -
Броня
a. Лоб:
нет данных мм
b. Борт:: нет данных мм
c. Корма: нет данных мм
d. Рубка: нет данных мм
e. Корпус: (верх) нет данных мм
f. Корпус: (низ) нет данных мм
g. Крыша/Днище: нет данных мм
Экипаж: 3 чел.
Вооружение: 1- 45 мм. пушка.
Изготовители: СССР

 

 

1937 г. стал своеобразным водоразделом в истории оте­чественного танка, последним годом так называемой «эпо­хи Тухачевского», так как после ареста и казни этого замес­тителя наркома обороны по вооружению, танкостроение в СССР совершило большой поворот

Уже отмечалось, что 1937 г начался с неприятностей для всех производителей бронетанковой техники СССР. Так, в ходе осенних 1936 г., и летних 1937 г. учений на танках Т-26 последних выпусков стали проявляться случаи массового об­рыва клапанов. Происходило это как вследствие произведен­ного форсирования двигателя, когда «разогнанный» установ­кой нового карбюратора, переводом питания на бензин пер­вого сорта и, конечно, увеличенными оборотами двигатель стал работать на пределе своих возможностей, так и потому, что поставляемые заводу № 174 с 1935 г. не вполне кондици­онные материалы, нормально работавшие ранее, больше не могли выдержать значительно возросших нагрузок.

Не менее неприятным было поведение новых танков БТ-7 Учения лета-осени 1936 г показали, что шасси этого колесно-гусеничного танка оказалось перегруженным, и по этому, резиновые бандажи опорных катков часто выходили из строя при движении на колесах. Но это было еще полбеды. Выяснилось также, что после пробна 300-400 километров почти у всех танков БТ-7, ввиду превышения крутящего мо­мента двигателя М-17 по сравнению с М-5 на четверть на­чали выходить из строя коробки перемены передач Прием­ка танков БТ-7 была остановлена.

Тогда же выяснилось и то, что плавающий танк Т-38, практически ничем в боевом отношении не отличавшийся от Т-37, кроме стоимости (которая, естественно, стала больше), показал весьма плохой запас плавучести. Малое водоизмещение не позволяло перевозить на а о броне через водные препятствия пехотинцев. Перегрузка даже в 120-150 кг (вес двоих взрослых людей) приводила к невоз­можности совершения каких бы то ни было маневров на во­де, в том числе вход в воду и выход из нее даже на малые береговые крутости. Танк тонул. Да и без десанта танк иногда тонул, если механик пытался совершать маневры на макси­мальных оборотах винта, а вода не была идеально спокой­ной (наблюдался значительный крен и качка при выправле­нии руля), в случае сброса газа во время плава на макси­мальной скорости (танк сильно «клевал носом»), а также при включении реверса для экстренной остановки танка.

Ну и на закуску традиционно показал свои зубы «пяти­главый дракон РККА» — тяжелый танк Т-35, который вновь «порадовал» руководство АБТУ списком своих неис­правностей. Так три танка, поданных подряд на войсковые испытания, дружно вышли из строя и требовали капиталь­ного ремонта моторно-трансмиссионной группы.

Все это, а также трудности с серийным выпуском танков Т-46 и Т-29 привели к тому, что в 1937-1938 гг за оснащение РККА ненадежной боевой техникой большая группа «вреди­телей» заводов № 37, № 174, № 185 им. СМ. Кирова, ГХПЗ, ряд работников военной приемки и руководства АБТУ были отстранены от работ и арестованы.

 

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 по своей компоновочной схеме повторял танк БТ-5, но конструктивно отличался от него установкой карбюраторного двигателя М-17Т, новым сварным бронированным корпусом и впоследствии установкой (с 1937 г.) новой конической башни, а также применением мелкозвенчатых гусениц. Кроме того, на танке БТ-7А было установлено более мощное оружие — 76,2-мм пушка КТ-28.

 

Броневая защита танка — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 13, 15 и 20 мм. Броневая защита машин первых годов выпуска находилась на уровне броневой защиты танка БТ-5.
 
Корпус танка БТ-7 собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жесткую конструкцию коробчатого сечения, продолговатой суженной закругленной носовой частью и трапецевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса были выполнены преимущественно с помощью сварки и в меньшей степени — с помощью заклепок.

Башня танка — сварная, имела вид усеченного конуса с кормовой нишей (до сентября 1937 г. на танк устанавливалась эллиптическая башня, такая же как и на танке БТ-5). Танки БТ-7 выпускались с двумя типами башен, незначительно отличавшимися друг от друга только внутренним оборудованием. На линейные танки БТ-7 устанавливались башни, имевшие боеукладку, расположенную в нише. На радиофицированных (как правило, командирских) танках (БТ-7РТ) устанавливались башни, у которых в нише размещалась радиостанция. В верхней части задней стенки, при отсутствии тыльного пулемета, находилось отверстие для стрельбы из личного оружия, закрывавшееся броневой пробкой.
 
В средней части крыши башни для посадки экипажа располагались два овальных люка, имевших уравновешивающие пружинные механизмы. На танках с зенитными пулеметными установками, башни имели только один левый овальный люк. На правом люке устанавливалась вращающаяся зенитная установка для стрельбы по воздушным целям из 7,62-мм пулемета ДТ. При установке эллиптических башен входные люки имели прямоугольную форму. Со второй половины 1937 г. сварное броневое прикрытие амбразуры (маски) пушки было заменено на штампованное.
 
 В передней части крыши башни располагались три отверстия. Крайнее правое предназначалось для установки командирской панорамы, среднее в центре — для вентиляции и левое — для установки перископического прицела. В левой части крыши ниши башни имелось отверстие с броневым стаканом для ввода антенны (на линейных танках это отверстие закрывалось броневой крышкой). На тех танках, где командирская панорама не устанавливалась, это отверстие закрывалось броневой крышкой и использовалось для флажковой или световой сигнализации. В бортах башни были сделаны смотровые щели со стеклоблоками «триплекс» и имелись отверстия с броневыми пробками для стрельбы из личного оружия. На крыше в трех местах устанавливались рымы для демонтажа и монтажа башни на танк.

 

Основным оружием танка БТ-7 являлась 45-мм пушка. На танках выпуска 1935–1937 гг. устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К обр. 1934 г. с клиновым вертикальным затвором с полуавтоматикой инерционно-механического типа, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. При стрельбе использовались ножной и ручной спуски. В общей маске с пушкой устанавливался спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Спаренная установка имела единые механизмы наведения. Пулемет, кроме того, имел независимый сектор обстрела в вертикальной плоскости +5° и + 1,5° — в горизонтальной. Углы наведения по вертикали спаренной установки составляли от — 8° до +23°. Для стрельбы использовались: танковый телескопический прицел ТОП обр. 1930 г. и танковый перископический прицел ПТ-1 обр. 1932 г. Масса спаренной установки (качающейся части) составляла 220–250 кг, а полная масса башни с вооружением и боекомплектом — около 1100 кг.

 

С конца 1938 г. на танк стала устанавливаться 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС) производства завода «Авиаприбор». Стабилизация линии прицеливания в вертикальной плоскости обеспечивалась с помощью гироскопа. В поле зрения прицела коллиматором вводился световой сигнал в виде небольшого светлого пятна («зайчика»). При колебании пушки в вертикальной плоскости световой сигнал («зайчик») перемещался относительно стабилизированной линии прицеливания, которая постоянно удерживалась в точке наводки. Во время движения танка при совпадении светового сигнала с точкой прицеливания выстрел происходил автоматически. Сложность освоения в войсках данной конструкции прицела было связано, прежде всего, с длительным периодом обучения наводчиков для выработки у них необходимых навыков при использовании прицела во время стрельбы сходу. В связи с этим от установки на серийные танки БТ-7 прицелов ТОС-1 впоследствии отказались.

 

В качестве вспомогательного оружия на линейных танках выпуска 1937 г. в нише башни стал устанавливаться еще один (тыльный) 7,62-мм пулемет ДТ. Часть танков БТ-7, начиная с 1936 г. оснащалась 7,62-мм пулеметами, устанавливаемыми на зенитной турельной установке П-40. Кроме того, в 1935 г. была введена укладка сигнального пистолета (ракетницы) с 20 патронами.

 

Со II квартала 1936 г. для ведения прицельной стрельбы ночью часть танков БТ-7 оснащалась двумя прожекторами, расположенными на маске пушки. Дальность действия прожекторов достигала 2 км. Тыльный пулемет ДТ и прожекторы были отменены в 1938 г.

 

Танк БТ-7А оснащался 76,2-мм танковой пушкой обр. 1927/32 г. (КТ-28) и тремя 7,62-мм пулеметами ДТ, один из которых располагался в передней части башни, с правой стороны пушки, второй тыльный — в крышке люка кормовой ниши (для танков без радиостанции) и третий зенитный — на крыше башни в турельной установке П-40.

 

В боекомплект танка входили:
-при установке эллиптической башни: для танков с радиостанцией — 132 выстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ (38 дисков); для линейных танков — 172 выстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ;
-при установке конической башни: для танков с радиостанцией — 146 выстрелов и 2394 патрона к пулеметам ДТ; для линейных танков — 188 выстрелов и 2394 патрона к пулеметам ДТ;
-при установке башни Т-26–4 с 76,2-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 40 выстрелов и 2016 патронов к пулеметам ДТ; для линейных танков — 50 выстрелов и 3339 патронов к пулеметам ДТ.

 

Боекомплект танка располагался на полу и боковых стенках боевого отделения, в нише башни (на танках без радиостанции) и на стенках башни.

На танке БТ-7 устанавливался двигатель М-17Т (Т — танковый), созданный на базе авиационного двигателя М-17Ф, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы BMW. Этот четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения имел угол развала цилиндров 60° и сниженную с 600 л. с. (441 кВт) до 400 л. с. (294 кВт) мощность при частоте вращения коленчатого вала 1650 об/мин. На двигателе устанавливались два карбюратора типа К-17-Т. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера СТ-61 (СТ-610) мощностью 4 л. с. (2,94 кВт) или стартером СМС-4565 мощностью 3,5 л. с. (2,6 кВт) — на машинах более ранних выпусков. При разряженных АКБ пуск двигателя осуществлялся из боевого отделения вручную с помощью заводной рукоятки, установленной на редукторе пуска. В системе зажигания применялись два магнето БС12-ПАЭ с механическим (на машинах первого выпуска) или автоматическими приводами опережения зажигания, одно пусковое магнето типа ПС, переключатель зажигания, двадцать четыре запальных свечи типа ЭС-ЭП или ЭС-П и провода высокого напряжения, заключенные в металлические бронированные трубки. На части машин были установлены магнето «Сцинтилла». В отличие от танка БТ-5 на машине устанавливался новый более эффективный комбинированный воздухоочиститель, состоявший из двух самостоятельно работающих воздушных фильтров: внутреннего. Емкость топливных баков была увеличена до 790 л за счет установки кормового и четырех дополнительных топливных баков на надгусеничных полках машины.

 

На танке БТ-7М впервые в мировом танкостроении был установлен специальный танковый дизель В-2. Этот четырехтактный, V-образный, двенадцатицилиндровый дизель жидкостного охлаждения развивал мощность до 500 л. с. (367,6 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин. Благодаря высокой топливной экономичности, при одном и том же, по сравнению с танком БТ-7, запасе топлива, он обеспечивал танку при движении на гусеничном ходу по шоссе запас хода до 630 км, в то время как у танка БТ-7 этот показатель не превышал 375 км.

 

В связи с установкой дизеля В-2 существенным изменениям подверглись и системы, обеспечивавшие его работу. Радиаторы системы охлаждения были сделаны более широкими. Воздухоочиститель с повышенной степенью очистки устанавливался непосредственно на двигатель. Для пуска двигателя применялись одновременно два электростартера мощностью по 6 л. с. (4,4 кВт).

 

Ходовая часть танка БТ-7 по сравнению с танком БТ-5 значительных конструктивных изменений не претерпела, за исключением: диаметр опорных катков был увеличен до 830 мм, диски которых со второй половины 1937 г. были усилены за счет приварки специальных колец в местах их крепления к ступице. В 1937 г. так же были усилены рычаги управляемых опорных катков, пружины узлов подвески ведущих опорных катков колесного хода, введены кривошипы направляющих колес с увеличенной консолью, направляющие и ведущие колеса гусеничного движителя с уширенным резиновым бандажом (соответственно с 38 до 62 мм и с 52 до 75 мм).
 
С 1938 г. в серию была введена мелкозвенчатая гусеница с шагом 167 мм вместо 255 мм. В связи с этим число траков в каждой гусенице увеличилось до 70 (35 с гребнем и 35 плоских). Ширина резинового бандажа на ведущих опорных катках колесного хода была увеличена до 120 мм. Резиновые бандажи на ведущих колесах гусеничного движителя были заменены стальными. Число роликов ведущих колес было увеличено с 4 до 6. Диаметр ведущих колес уменьшили до 634 мм, а диаметр направляющих колес — до 504 мм.
 
Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, с напряжением бортовой сети 12 В. Основным источником электрической энергии танка являлся генератор (динамомашина) ДСФ-500Т мощностью 336 Вт с реле-регулятором РРК-500Т или РРК-37–500Т. На машинах первой серии устанавливался генератор ГА-4561 мощностью 270 Вт с реле-регуляторам РРА-4574 или генератор ДСФ-500 с реле-регулятором РРК-500. При неработающем двигателе источником электроэнергии являлись две 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТЭ-128. В зависимости от марки установленного генератора, реле-регулятора и электростартера, на танках БТ-7 применялось пять схем электрооборудования.

 

В настоящее время известны пять сохранившихся танков БТ-7 — один находится в Москве в Центральном музее Российской армии (передан из музея БТВТ п. Кубинка); второй — разукомплектованные корпус и башня обр. 1938 г. на территории музея БТВТ, п. Кубинка; третий — частично некомплектный — в Чите; четвертый — восстановлен на родном заводе №183 в Харькове (ныне завод им. В. М. Малышева) и установлен перед сборочным цехом, в котором он изготавливался. Пятая машина была найдена недавно группой поисковиков в Белоруссии и в настоящее время восстановлена энтузиастами и любителями отечественного бронетанкового вооружения. В сентябре 2000 г. этот танк БТ-7 участвовал в прохождении бронетанкового вооружения на полигоне 38 НИИ МО РФ во время празднования Дня танкистов.