Обратная связь

Легкие танки Т-80


Год разработки: 1942 г.
Год производства: 1943 г.
Боевая масса: 11.6 тонн
Длинна: 4.42 мм
Ширина: 2.5 мм
Высота: 3 мм
Скорость: 47 км\ч
Запас хода: 230 км
Радио: 12РТ
Броня
a. Лоб:
35-40 мм
b. Борт:: 25 мм
c. Корма: 15-25 мм
d. Рубка: 30 мм
e. Корпус: (верх) 10 мм
f. Корпус: (низ) 15 мм
g. Крыша/Днище: 10/15 мм
Экипаж: 3 чел.
Вооружение: 1 - 45mm пушка. и 1 - 7.62 Пулемет ДТ
Изготовители: СССР

Начиная с самого первого момента принятия лёгкого танка Т-70 на вооружение РККА, советским военным специалистам была очевидна его главная слабость – одноместная башня. Но конструкция танка ещё имела резервы, которые можно было задействовать для устранения этого недостатка. Танковое конструкторское бюро ГАЗ во главе с Н. А. Астровым обещало это военным ещё при показе прототипа ГАЗ-70 и немедленно включилось в работу практически сразу после налаживания серийного выпуска Т-70. По ходу поздней весны, лета и ранней осени 1942 года было выяснено, что установка двухместной башни сильно увеличит нагрузку на двигатель, трансмиссию и ходовую часть танка. Испытания догруженного до 11 тонн танка Т-70 полностью подтвердили эти опасения – на тестах лопались торсионы подвески, ломались траки, выходили из строя узлы и агрегаты трансмиссии. Поэтому основная работа велась по усилению этих элементов конструкции, успешно завершившаяся принятием на вооружение РККА модификации Т-70М. Также к осени была изготовлена и успешно испытана двухместная башня для танка Т-70, но на пути к серийному производству встали два обстоятельства.
Первым из них была недостаточная мощность спаренной двигательной установки ГАЗ-203. Её планировалось увеличить путём форсирования до 170 л. с. в сумме за счёт увеличения коэффициента наполнения цилиндров и повышения степени сжатия. Второе препятствие возникло из требований обеспечить большие углы возвышения орудия для поражения целей на верхних этажах зданий в городских боях. Также это могло позволить несколько повысить возможности огневого противодействия авиации противника. В частности, на этом настаивал командующий Калининским фронтом генерал-лейтенант И. С. Конев. Уже разработанная двухместная башня для Т-70 этому требованию не удовлетворяла и была переконструирована для возможности стрельбы из орудия под большим углом возвышения. Второй прототип с новой башней получил заводское обозначение 080 или 0-80. Для более удобного размещения орудия с возможностью зенитной стрельбы и двух членов экипажа пришлось уширить диаметр погона и сделать под наклонными гранями башни броневое кольцо-барбет толщиной 40-45 мм. Из-за более широкого погона башни стал невозможным демонтаж двигателя без предварительного съёма башни – броневое кольцо стало заходить на съёмную надмоторную броневую плиту.
В декабре 1942 года прототип 080 успешно прошёл полигонные испытания и был принят на вооружение РККА под индексом Т-80. Однако организация его выпуска планировалась не на ГАЗе, поскольку переход горьковского автогиганта на производство «восьмидесятки» мог повлечь за собой снижение объёма выпуска танков и самоходок СУ-76, недопустимое в условиях военного времени.
Из фронтовых рапортов известно о применении в 1944 году нескольких Т-80 в самоходно-артиллерийских полках; также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из ремонта.[6] Также ничего не известно о применении Т-80 в армиях других государств помимо СССР.